2.12

Содержание 2-ой Главы

"Фильтрация информационного "базара":

продолжаем "потрошить" буржуев. Часть 4"





Предуведомление: "конкретные" аспиранты могут пропустить нижеследующую "демагогическую преамбулу", и сразу перейти к содержательно 5-ой части.



Раздел "Демагогический"

"Не дружи с Васькой, у него – плохие приятели!"


(женский истошный крик из окна дома во дворе)



Меня, как владельца "животной" по имени Нюся, не покидает ощущение, что нынешний министр образования и науки в детстве мучил кошек и издевался над собаками. Иначе, откуда бы появлялись ТАКИЕ взрослые, которые издеваются над приличной частью ни в чём не повинного и верноподданного населения Российской Федерации.


К концу эпохи "Двоецарствия", и на закате своей министерской карьеры, бывший министр образования и науки г-н Фурсенко представлял собой жалкое зрелище, чем-то напоминающее хнычущего Паниковского – "Меня девушки не любят". Само же приснопамятное министерство имело вид старого заброшенного болота, покрытого плотным, асфальтоподобным слоем ряски, и редкими полусгнившими кочками.


Приход нового молодого перспективного министра "ЛДВ", сменившего "ФАА" на его многотрудном посту, вызвало ощущение некоего робкого дуновения ветерка перемен, о котором пели незабвенные камрады из "Скорпионс". Где-то в остатках мозга у меня теплилась микроскопическая надежда на то, что "новенький рулевой" начнёт-таки ликвидировать разрушительные последствия, вызванные ураганом "Фурсенко" в наших школах и вузах.


Но очень быстро, как и всегда в России, эти иллюзии испарились. Правда, ныне Министерство образования и науки представляет уже не прежнее закисающее во мраке болото, а энергично взболтанную консистенцию, с удовольствием освобождающуюся от накопившихся в ней за эти годы болотных газов.


Телеканалу ТНТ, где уже которую пятилетку ёрзает передачка для дебилоидов "Дом-2", нужно срочно свинчивать свои телекамеры в деревне Лешково и устанавливать их на Тверской, Люсиновской и в Брюсовом переулке – в местах дислокации Министерства образования и науки. Ведь "курочить" прилюдно и с азартом российское образование и науку гораздо интереснее и завлекательнее, чем "строить любовь"!




– Вам известно, Крылов, кто опаснее дурака?

Не знаете?

Дурак с инициативой.


(роман "Иду на грозу", Даниил Александрович Гранин, 1962)



Минобрнауки в нынешнем состоянии – это топовый ньюсмейкер для российских СМИ. "Ни дня без строчки" назвал свою книгу в 1960 году Юрий Карлович Олеша. "Ни дня без идиотской инициативы" – напишут в своих мемуарах те из минобровских чиновников, кому удастся невредимыми смыться из России в резиновый Лондон.


По долгу службы я постоянно сталкиваюсь с необходимостью реагировать на бесконечные министерские благоглупости, прямо-таки фонтанирующие из многочисленных размножившихся департаментов. Иногда, матов, накопленных в моём лексическом багаже за несколько десятков лет сознательной жизни, явно не хватает, чтобы выразить удивление бездной фантазии в головах московских чиновников.


Подробным перечислением инициатив и нововведений Минобрнауки в главе с лихим Ливановым пусть занимаются их биографы на старости лет. Но кое-какие "опорные точки" за прошедший год я бы хотел отметить.


Самое главное и ужасное – это то, что многие порядочные и умные люди в стране констатируют приближение надвигающегося коллапса российского образования и науки.


Вот цитата двух тезисов выступления сильно уважаемого мной В.Т. Третьякова о ситуации с нашим образованием (20.03.2013):


"Умри, Денис, лучше не напишешь".


Я раньше тоже ржал над анекдотичной ситуацией, когда некий дубоватый студент записывал квадратное уравнение

в виде

Но пару месяцев назад один заведующий кафедрой ТУСУРа поклялся, что это – реальный случай из его практики. А буквально в прошлую субботу "одна знакомая профессор" рассказала мне следующую байку. Объясняя студенту нахождение предела функции при x, стремящемся к восьми, она записала следующее элементарное решение



Для того, чтобы проверить, как тот всё усвоил, она, по аналогии, задала ему следующую "задачку"



"Ответ" сидящего напротив "вундеркинда", её – преподающую уже лет 50, просто ошеломил. Он абсолютно гениален в своей девственно-математической тупости. Поскольку я при дамах стараюсь "не выражаться", то после "ейного" рассказа пришлось промолчать – ну, типа, "твою мать!" Кому интересно, то он может глянуть в конец данного материала, где приведено то, что возникло в голове у студента и было изображено им на бумаге.


Представить себе, что в советские времена такие "экземпляры" удержались бы в техническом вузе после первой сессии, просто немыслимо. Когда я поступал в 1974 году в ТИАСУР, то сдавал четыре экзамена – математику, физику, английский, и писал сочинение.


Математику у нас вела могучая и харизматичная Алевтина Павловна Ерохина, дай Бог ей здоровья. Однажды на поточной лекции, два парня – выпускники знаменитой новосибирской физмат-школы, вели себя несколько шумно и вызывающе, показывая, что математика – это их конёк, и учить их – только портить. Алевтина Павловна вызвала этих умников к доске, и за 15 минут убедительно доказала всем присутствующим студентам из восьми групп, что данная парочка – балбесы, шалопаи и ни черта в математике не шарят.


Один раз я сдавал ей экзамен шесть часов: с 9 утра до трёх дня. Она почему-то была уверена, что я знаю её предмет на "пять", а у меня всё время получалось "четыре с хвостиком". В результате, в три часа пополудни, когда экзамен сдали практически все – и двоечники и троечники, она сказала: "Карнышев, вот тебе четыре балла, и иди отсюда к чёртовой матери, не расстраивай меня!"


ЕГЭнизация (читай "агонизация") российских школ за последние 10 лет привела к прямо противоположным результатам, на которые рассчитывали его биологические "отцы-изобретатели". Коррупция не только не уменьшилась – она вышла на новый исторический виток, расцвела махровым цветом на просторах всей страны, и полностью оккупировала средние школы. В оставшиеся ещё "путявые" столичные и нестоличные университеты в массовом порядке хлынули не талантливые пареньки и девчата из глубинки, а выходцы из более солнечных и гористых республик, делающие в слове "корова" пять грамматических ошибок, но зато имеющие "в кармане" 100 баллов по русскому языку, математике, физике и т.п.


Вместо того, чтобы прекратить это непотребство и издевательство над здравым смыслом, "выбившим" уже практически целое поколение выпускников средней школы, "командиры образования" всех уровней продолжают бормотать заклинания о совершенствовании и улучшении ЕГЭ, обучая при этом своих персональных отпрысков и наследников либо в специализированных школах, или на брегах всё ещё туманного Альбиона.


На мой взгляд, древнегреческие мифологи явно не доработали в своё время. Товарища Мидаса, превращавшего в золото всё, до чего тот дотрагивался, они описали в мельчайших подробностях. Но почему же эти нелепые греки не придумали персонаж, который превращал всё в дерьмо? А то, говоря о Минобрнауки, я обязательно бы его упомянул.


Как-то так получается, что любая, даже вроде бы здравая, идея, в мозгах и руках минобровских "инноваторов" превращается в "чёрт-те что, и сбоку бантик".


Про "эффективность" вузов промолчу. Уже написано и наговорено столько, сколько и не снилось знаменитой Британнике. Но как обещал заместитель Ливанова – его верный Санчо Панса, или "Железный дровосек" – г-н Климов, да и они сами-с, собственной министерской персоной, пообещали-с – в этом году пресловутый "мониторинг" вузов будет продолжен. Бурные несмолкающие аплодисменты, переходящие в скандирование: "Ливанов – Партия – Комсомол!"


Но особливо в отчётном докладе товарища министра мне понравились слова о том, что "по-прежнему остаётся актуальной задача "расчистки завалов, которые образовались в системе высшего образования"". Опаньки! Сами образовались! Сами по себе? А не Ваши ли предшественники эти завалы нагребали и заботливо благоустраивали?


Кто за 20 с лишним лет наплодил в стране хренову тучу "табуретошных университетов", выдавая направо и налево лицензии и "успешно" проводя аккредитации за бутылкой хорошего коньяку? С чьего благословления псевдогуманитарных лжеспециальностей в вузах развелось, как тараканов у помойного ведра? Кто привязал финансирование вуза к числу студентов так, что ни одного балбеса или дебила, а, тем более, такого же, но "платника", нельзя отчислить, и они годами пинают балду, кося от армии, или находясь в поисках жениха? Какая "личность" установила жёсткое соотношение между числом студентов и аспирантов, и тем более, задав "порог" по числу защит диссертаций? Не вы ли, господа хорошие, определили размер аспирантской стипендии, равной часовой ставке неудачливого московского нищего у метро? И так далее, и тому подобное – вопросы можно генерировать до бесконечности.


Я бы ещё понял, если бы новоделаный год назад министр, подняв архивы и мало-мальски разобравшись с тем, что наворотили за новейшую историю страны господа Днепров, Ткаченко, Кинелёв, Тихонов, Филиппов, Фурсенко, вышел к народу и произнёс: "Простите меня, граждане Российской Федерации, за всё то зло, которое мы вам причинили!"


Ага, дожидайся! Покаялся, как же! Этот "перец", ещё тот! Господин Ливанов обладает редкостным даром походу, мимолётом, весело и с задором смачно плюнуть в душу тысячам людей. Обозвать преподов с зарплатой в 20 тысяч рублей бездельниками, летунами и взяточниками (http://минобрнауки.рф/пресс-центр/2817/печать), или вынести смертный приговор Российской Академии наук с их "недееспособными" "вчёными". Вот его репертуарчик. Если бы в маршрутке вы заявили кому-нибудь: "Эй, ты, недееспособный, подвинься!", то совершенно не исключён вариант оперативного "получения в репу" сразу же после этих слов. А сделать то же самое на жёлтом "Эхе Москвы", но в отношении тысяч или десятков тысяч людей – абсолютно безопасно. "Въехать в пятак" по радиоволнам в обратном направлении – это пока остаётся мечтой будущего. А то бы Ливанову прилетело от "благодарных" слушателей!




"И, как говорится, не дай тебе Бог, принять

хоть одно самостоятельное решение"


(х/ф "Акваланги на дне", 1965)


К вопросу о личности в истории.


Владимир Ильич Ленин тоже, как известно, не был куртуазным маньеристом, и использовал в своём повседневном лексиконе самые разнообразные "термины". Но, представить (даже зная его "любовь" к Льву Давидовичу Троцкому) то, что он на X съезде РКП(б) говорит ему тихонечко: "Лёва, ты что ох.ел? Смотри на меня" –  невозможно.


А вот картинка из прекрасного настоящего. Это, конечно, не Съезд РКП(б), а всего лишь заседание, на котором проводилось голосование по отнесению вузов к разряду "чистых" и "нечистых" (пардон, неэффективных). Смотрим 32-секундное "кино" или читаем расшифровку:


Министр ОБРАЗОВАНИЯ(!) и науки Ливанов:

"Уважаемые коллеги, есть, значит, предложение перенести Московский государственный университет дизайна и технологии из группы 2 в группу 1. Правильно? Кто за это предложение, прошу проголосовать".

(зам. министра Климов, сидящий рядом, поднимает руку)

"Посчитайте, пожалуйста".

(Ливанов оборачивается к Климову, видит поднятую руку и говорит ему вполголоса)

"Саша, ты чего, ох.ел? Ты на меня смотри".

(Климов рыком опускает свою конечность)


Занавес.


Единственное, что радует в этой мизансцене – так это железная дисциплинка в Минобрнауки. Молодцы! Вот так бы в армии! Кстати, учитывая открывшиеся обстоятельства, не закрепить ли законодательно министерству право студентов использовать ненормативную лексику во время лекций и лабораторных занятий? То, что они разговаривают матом вне аудиторий, лично меня уже не удивляет – мимо моего кабинета строем идут студенты во время перерывов. Уже наслушался. Единственный раз я невольно вздрогнул, когда услышал из девичьих уст слово "априори". Ну, слава тебе Господи, хоть одна нормальная попалась, с тягой к науке. Однако, недавно моя старшая дочь опять спустила меня с небес на землю, сказав, что "Априори" – это такая марка одежды. Тьфу, провалиться тебе!




— Ой, теперь он и тебя сосчитал! — заревел Телёнок.

Когда Корова это поняла, она очень рассердилась:

— Я тебе покажу, как потешаться над нами!

А ну-ка. Телёночек, зададим ему перцу!


("Про козленка, который умел считать до десяти")



А какие инициативы выпирают из ИХ воспалённых мозгов чуть ли не каждый день! Это песня какая-то. Рейтинги, рейтинги, рейтинги... Тридцать пять тысяч одних рейтингов. Видимо, кто-то в министерстве полагает, что ежели все вузы выстроить по ранжиру, то наука с образованием в России так подскочат, что все буржуи заплачут от зависти навзрыд.


"Министерство образования и науки РФ планирует создать рейтинг вузов по развитию студенческого спорта"


А чо? Нехило! Раз у минобровских такой рейтинговый зуд или чесотка (правда, нужно это не запускать, а вовремя лечить), то можно предложить ИМ ввести рейтинги вузов по вышиванию крестиком, по тому, кто дальше плюнет, или кто из проректоров по учебной работе быстрее шевелит ушами. Тоже, ведь, прости меня Господи, рейтинги будут.


А, вот – очередная чиновничья идейка, потрясающая воображение: Баллы "ГТО" будут суммироваться с баллами ЕГЭ.


То есть никакого ГТО, о котором только заикнулся Владимир Владимирович, пока ещё нет, а Минобрнауки уже собралось гэтэошные баллы "присобачивать" к пресловутым егэшным чёрным меткам. Браво! Только загвоздочка небольшая – а что будем делать с инвалидами выпускниками, или с теми, кто страдает хроническими заболеваниями? На свалку истории их? Пусть безвылазно сидят дома? Любому нормальному человеку ясно, что это – бред! А почему только ГТО?


"Д. ЛИВАНОВ: Конечно, конечно, конечно. Это первое. И второе: нам нужно учитывать также и внеучебные достижения детей, так называемое портфолио. Кто-то является чемпионом, там, олимпиады по математике, кто-то является, скажем, победителем конкурса скрипачей, да? А кто-то имеет достижения в спорте – вот этот фактор тоже нужно учитывать, тоже с каким-то весом…" (из интервью рупору пятой колонны России – "Эху Москвы")


А может быть начнём приплюсовывать к ЕГЭ среднегодовую зарплату родителей? А будет ли учитываться при поступлении в вуз конкретное звание "Лучший пацан на районе"?


Смешно? Не-а. Плакать хочется от того, какие же идиоты прорвались и захватили Министерство образования и науки нашей с вами многострадальной державы... Конечно, можно и на поминках себя вести весело и раскрепощённо, но у меня возникает вопрос: "Проходят ли медкомиссию сотрудники министерства перед приёмом на работу?"


Проходят, проходят, а як же! Разве могут ненормальные поступать на работу в ведомство, которое за банальную бухгалтерскую работу по распределению 9 миллиардов народных денег для поддержки "научно-образовательных трусов" ведущих вузов России в 2013 году "отломит" себе 540 "лимонов" за некое "методическое и аналитическое сопровождение". Конечно, превзойти чубайсовское "Роснано", которое в первый год своего существования из 10 миллиардов "сожрало" пять на "обеспечение своей жизнедеятельности", Минобрнауки уже не сможет. Но как-нибудь, до "получки", перебьётся. Кстати, медкомиссии министерства я бы посоветовал повнимательней отнестись к психологической устойчивости набираемых сотрудников. А то приходят товарищи из органов с обыском к какому-нибудь заместителю министра, а ему плохо становится. Нельзя же так, товарищ Ливанов! Надо же готовить своих замов к таким мероприятиям загодя. Ну, хотя бы, поставить у каждого зама в кабинете чучело работника МВД, чтобы заранее привыкали.


Да и это ещё не штука! Какие там, к чертям собачьим, Маринина с Донцовой! Читайте сайт Минобрнауки – раздел "документы" (http://минобрнауки.рф/документы/), не пожалеете!


Вот, из последнего, моё любимое – "Проект приказа Минобрнауки России о внесении изменений в Положение о государственной итоговой аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 марта 2003 г. № 1155"

от 18 марта 2013 года (http://минобрнауки.рф/документы/3171/файл/1944/13.03.18-изм.Пр.1155.pdf).


Как всегда, Минобрнауки не то, чтобы село в лужу – оно оттуда и не вылазило. Разрушив за последние, как минимум, 10 лет, среднее образование почти до основания, МОН вдруг "прозрело" и "озаботилось" плагиатом в выпускных работах в вузах. Да и слово-то "плагиат" постеснялось использовать – "заимствования!" Ага! "Взятое во временное пользование".


Что у всех на слуху? Система "Антиплагиат". По странному стечению обстоятельств именно эту частную и мутную контору ЗАО "Анти-Плагиат" лоббирует министр Ливанов, в ведомстве которого выходят подобные весёленькие приказы. Об объективности данной "системки" можно почитать здесь. Мне особенно понравилось то, как "Антиплагиат" обвинил замечательного русского историка, Василия Осиповича Ключевского, умершего больше 100 лет назад, в 100% плагиате у кого-то неведомого и безродного А.Р. Андреева.


Кстати, в этом проекте приказа контора ЗАО "Анти-Плагиат" не фигурирует. Ещё бы! Иначе, коррупционные "уши" торчали бы настолько явно, что даже по московским меркам это было бы слишком нахально и вызывающе.


Итак, можно только констатировать отсутствие надежной общефедеральной государственной системы проверки текстов на плагиат, о которой как-то заикался г-н Д.А. Медведев.


Я не верю, что все вузы "ломанутся" в "Антиплагиат" за проверкой работ своих выпускников. Во-первых, эта система, несмотря на платность, наверняка "рухнет" в первые же часы "массового заплыва" по их водным дорожкам. Во-вторых, раз в приказе не прописано где это всё "добро" проверять, то вузы будут "выкручиваться" самостоятельно.


Правда, если Минобрнауки "зафигачит" какую-нибудь систему мониторинга выполнения их распоряжений в части проверки на плагиат, а они "это" любят – ИХ хлебом не корми, дай чего-нибудь помониторить, особенно если под "это" нужно быстренько освоить пару сотен "лимонов", то университеты будут вынуждены заниматься "рукоделием" и "на коленке" ваять доморощенные "проверочные" системы. В таком случае во всех вузах обязательно появятся технические службы и отделы по контролю за плагиатом, понадобятся штаты, деньги – машина завертелась... Полная имитация движения при неподвижном паровозном составе.


И это при всём при том, что понятие "плагиат" – это в большей степени этическое, а не уголовно-административное понятие.


Задам несколько шлупых вопросов:


Закончить же политинформацию хочу словами пламенного партийца, Владимира Вольфовича Жириновского, на заседании Госдумы: "Наша с вами задача – добиться скорейшей отставки министра Ливанова как диверсанта, провокатора, человека, который наносит огромный вред всей системе образования и науки в нашей стране". Ай да Вольфыч! Ай да сукин сын! Держи "пять"!


Окончание следует...




© 2013. В.И. Карнышев



 ОГЛАВЛЕНИЕ                     Следующий раздел


"Аспирантура: непутёвые заметки язвительного пессимиста"
© Патинформбюро, , 2014

Яндекс.Метрика